Ø усиление мер ответственности должностных лиц, работодателей, местных органов власти за нарушение прав населения на полную оплату труда, получение пенсий и пособий;
Ø необходим закон и система механизмов его исполнения, предусматривающие штрафные санкции для компенсации работникам потерянного дохода. Не вызывает сомнений, что процесс "одалживания" средств у населения будет продолжаться. В связи с этим необходимо штрафы сделать весомыми (например, на уровне учетной ставки Центробанка). Это позволит уравнять издержки по кредитам у банков и работников;
Ø необходимо создать условия для формирования целевых страховых фондов в регионах и на предприятиях для снижения до минимума социальных рисков в случае повторения ситуации 1997-1999 гг.;
Ø обосновать и закрепить в законах реальные социальные государственные гарантии по обеспечению минимальных доходов и прожиточного минимума с обоснованием форм контроля, финансовых и административных санкций к нарушителям. Установить права населения на возмещение материального ущерба, причиненного задержкой социальных выплат;
Ø ужесточить контроль за прохождением и целевым использованием финансовых ресурсов, направляемых государством на оплату труда и социальные выплаты.
Неравномерность социально-экономического развития регионов сильно влияет на региональный сепаратизм, стремление регионов самостоятельно бороться с негативными явлениями. Необходима государственная концепция проведения структурной политики,
направленной на повышение инвестиционной активности и реструктуризацию предприятий.
Запаздывание со структурными реформами на макро- и микроуровне, а также с созданием надежных условий усиления инвестиционных процессов обусловило появление внешних и внутренних экономических угроз, которые могут стать реальным препятствием для перехода страны к экономическому росту. В числе таких угроз национальным интересам России можно назвать:
Ø уменьшение финансовых и политических возможностей государства в выборе эффективных вариантов экономической стратегии;
Ø возникновение барьеров в межотраслевом и межрегиональном обороте товаров, капиталов, трудовых ресурсов, неурегулированность бюджетных отношений, что в совокупности препятствует формированию единого рыночного экономического пространства;
Ø низкий уровень сбережений и накоплений в экономике, их неэффективная структура (в том числе долларизация);
Ø неконтролируемый рост теневой и криминальной экономики;
Ø непреодоленность глобального платежного кризиса;
Ø падение эффективности экспорта и импорта, утрата позиций на рынках развитых стран, утечка интеллектуального потенциала и капиталов за рубеж;
Ø низкий квалификационный уровень управленческих кадров (производственных и чиновничьих), медленная адаптация к условиям рынка;
Ø высокая дифференциация доходов, расслоение населения, безработица, бедность, социально-экономическая нестабильность.
Очевидно, что предотвратить развитие указанных и многих других угроз национальным интересам России без самого активного участия государства в выработке и практической реализации структурной политики не представляется возможным.
В настоящее время российская экономика столкнулась с необходимостью практического решения долго откладывавшейся проблемы – финансовой реструктуризации предприятий и банков, без чего невозможно развернуть нормальную инвестиционную деятельность. Возникла настоятельная необходимость сосредоточить усилия государства на решении следующих задач: кардинальное обновление и расширение законодательства о несостоятельности (банкротстве), усиление в нем аспектов возможных операций с капиталом и активами должников, развертывание набора вариантов внешнего управления, опекунских действий, способов несения ответственности; финансовая реструктуризация через слияние и поглощение компаний. Это потребует масштабной законодательной и организационной работы, высококвалифицированных управленческих кадров, реформы бухгалтерского учета, оценочной деятельности, соответствующей инфраструктуры. Следует готовиться к тому, что расходы государства на эти цели будут немалыми.
Развитие федерализма предполагает учет региональных особенностей в проведении экономических реформ и обусловливает необходимость межрегионального сотрудничества для обеспечения стабильности общества, в том числе в сфере межнациональных отношений.
Оптимизация федеративных отношений должна осуществляться, прежде всего, через выстраивание плодотворного диалога между органами власти и правления разного уровня и национальными общностями, обеспечение эффективных конституционно-правовых норм регулирования межнациональных отношений, выполнение государственных программ и поддержку общественных инициатив в достижении целей национальной политики.
Для этого представляется наиболее важными и необходимыми следующие политические меры государственной поддержки:
Другое по теме:
Глобализация и проблемы становления демократии в Украине
Последнее десятилетие двадцатого столетия и начало двадцать первого века проходит под флагом идеи глобализации. Исходя из этой идеи строят свою внешнюю политику ведущие мировые державы, её не может игнорировать ни одно государство мировог ...
Партийные системы в современной России
В развитии многопартийности в России можно выделить два этапа. Первый этап был прерван установлением диктатуры большевистской партии, которая продолжалась немногим менее 70 лет. Изменения в политическом режиме СССР во второй половине 1980 ...
Противодействие терроризму на государственном уровне
Конец ХХ - начало XXI вв. – это период серьезных изменений терроризма как общественно опасного социально-политического явления, роста его угроз для безопасности современного мира. Под прямым или опосредованным влиянием различных по характ ...