Теоретическое осмысление и типология политических конфликтов
Страница 2

Другая политика » Политический конфликт » Теоретическое осмысление и типология политических конфликтов

Следовательно, в основе социального, социально-политического конфликта имеется противоречие. Это, хоть и необходимое, но не основное условие. Конфликт предусматривает осознание противоречия и субъективную реакцию на него. Субъектами конфликта становятся люди, которые осознали противоречие и избрали как способ его решения - столкновения, борьбу, соперничество. Такой способ решения противоречия по большей части становится неминуемым тогда, когда задевает интересы и ценности взаимодействующих групп, при откровенном посягательстве на ресурсы, влияние, территорию со стороны социального индивида, группы, государства (международный конфликт). Субъектами конфликтов могут быть индивиды, малые и большие группы, организованные в социальные, политические, экономические и другие структуры; объединения, которые возникают на формальной и неформальной основе как политизирующие социальные группы; экономические и политические группы давления, криминальные группы, которые добиваются определенных целей.

В политической науке еще не произведена универсальная типология конфликта. Самым распространенным является деление их на конфликт ценностей, конфликт интересов, конфликт идентификации.

Конфликт ценностей. Он встает как столкновение разных ценностных ориентаций (левые — правые, либералы — консерваторы, интервенционисты изоляционисты и др.). Разногласия в ценностях — одна из предпосылок конфликта, а когда они выходят за определенные границы, возникает конфликтный потенциал, формируется предконфликтная ситуация. В Украине конфликт ценностей в процессе своего формирования прошел три стадии: 1) девальвация коллективистских ценностей коммунистического (левототалитарного) общества; 2) относительная победа индивидуалистических ценностей свободного демократического общества; 3) реанимация коллективистских ценностей в лево- и правототалитарных формах.

Конфликт интересов. Связан со столкновением разных, в первую очередь политических и социально-экономических, интересов. Вызреванию их в посткоммунистических обществах положил начало процесс приватизации. Правящие верхушки, удерживая властные рычаги, определили свои интересы как номенклатурно-бюрократическую приватизацию. Это дало им возможность с политически правящих групп превратиться в экономически господствующий класс. Такой интерес вступил в противоречие с интересом широких слоев населения.

Конфликт идентификации. Оказывается он как противоречие относительно свободного определения свободным гражданином своей этнической и гражданской принадлежности. Свойственный прежде всего странам, которые образовались в результате распада коммунистических империй (СФРЮ, СССР). Прослеживается и в странах, где национальные меньшинства компактно проживают в районах, которые когда-то принадлежали их этническим родинам (проблема венгров Трансильвании и словаков). Вызревание конфликта идентификации было обусловлено тем, что после краха коммунистических режимов человек получил право свободного самоопределения своей этнической и гражданской принадлежности. Из-за этого во многих странах часть населения не желала признавать себя гражданами государства, на поприщах которого она жила.

Некоторые ученые придерживаются деления конфликтов на неантагонистические (примирении) и антагонистические (непримиримые). Они считают, что неумение или нежелание разрешения неантагонистического конфликта способствуют его переходу в хроническую форму и даже перерастанию в антагонистическую. Вместо этого поиск взаимных компромиссов, способов урегулювання конфликтов может снять остроту и превратить конфликт в неантагонистический.

Известны ситуации имитации конфликта как попытки идеологического, политического, морального давления. Такие конфликты называют воображаемыми, но они могут превратиться в реальные, если возникнет противоборство между сторонами, чьи интересы окажутся под угрозой.

В объективном историческом процессе различают конфликты, которые несут позитивный и негативный потенциал. Они могут быть позитивными, производительными, а при определенных условиях — негативными, которые тормозят историческое развитие и являются деструктивными относительно субъектов—участников конфликтов.

Существует две формы хода конфликтов: открытая — откровенное противостояние, столкновение, борьба, и закрытая, или латентная, когда откровенного противостояния нет, но продолжается невидимая борьба. Примером латентной формы конфликта являются междунациональные конфликты на территории прежнего СССР, где «национальный вопрос был решен раз и навсегда».

Любой социальный конфликт, приобретая значительные масштабы, объективно становится социально-политическим, то есть задевает деятельность управленческих институтов, влияя на механизмы и способы этой деятельности, на их структуры, политику, которую они осуществляют. Политические институты, организации, движения, втягиваясь в конфликт, активно отстаивают определенные социально-экономические интересы. Соответственно, политические конфликты разделяют на два вида:

Страницы: 1 2 3


Другое по теме:

Современная политическая система в России
Современная российская политическая система определяется Конституцией 1993 г. Несмотря на наличие в Основном Законе страны положений, дающих право характеризовать ее как демократическую, в реальной действительности политическая система Ро ...

Политические коммуникации
Впервые политическую систему как информационно-коммуникативную систему представил К. Дойч. За счет передачи и обмена сообщениями политические субъекты сигнализируют о своем существовании различным контрагентам и устанавливают с ними необ ...

Конституционная практика Пятой Республики
Конституция 1958 года учредила пост Президента как арбитра, воплощающего Государство. Референдум 1962 года, одобривший предложение Главы государства впредь избирать Президента страны непосредственно народом, окончательно утвердили Президе ...