Геополитические интересы России в Каспийском регионе - проблема диалога
Страница 4

Другая политика » Геополитические интересы России в Каспийском регионе - проблема диалога

2. Расширить зону единого экономического пространства в регионе за счет Азербайджана и Ирана.

3. Укрепить военное присутствие России (и не бояться этого) в Каспийском регионе за счет перевооружения Каспийской Флотилии, включая и формирование подводных сил[12].

Эти меры, безусловно, не являются единственными, требуется целый комплекс действий для укрепления позиций России в регионе. От активной и прагматичной политики России в регионе Каспийского моря зависит развитие экономики ее юга, этническая стабильность и государственная безопасность всех территорий России от Калининграда до Камчатки [7].

Из внерегиональных государств, играющих активную роль и влияющих на политику региона, является Турция.

Турция вернулась в кавказскую и центрально-азиатскую геополитику после распада СССР и стала одним из ведущих региональных игроков, в том числе и на историческом пространстве России. Разумеется, Турция сделает все, чтобы укрепиться на «старом, новом» для себя геополитическом пространстве. Такому «возврату» естественно способствовало, с одной стороны, образование независимых тюркоязычных государств – на Южном Кавказе и Центральной Азии, и этнонациональное самоопределение тюркских народов Северного Кавказа, с другой стороны, наличие многочисленной «кавказской диаспоры» в самой Турции, где по их данным проживают около 7 млн выходцев региона [8] [9].

Здесь Турция нередко переигрывает даже Россию и Иран – давних соперников, умело сочетая в своей политике исконно восточное умение выжидать с западной жесткой последовательностью и планомерностью в продвижении к давно намеченной цели.

В турецких общественно-политических кругах настойчиво культивируется и идея укрепления культурного, в том числе языкового единства тюрок, включая тюркско-татарское население России. Не без влияния Турции, Узбекистан и Туркмения официально ввели латиницу в 1993 г. Турция приступила в 1997 г. к изданию учебников с латинским шрифтом для Туркменистана. К настоящему моменту письменность Туркмении переведена с кириллицы на латиницу полностью. А в Азербайджане и в Казахстане, вопрос замены кириллицу на латынь еще не снят с повестки дня[13].

Интенсифицировались и личные контакты новых политических элит Центральной Азии с турецким истеблишментом. Показательно, что еще в 1991 – 1994 гг. лидеры некоторых центрально-азиатских государств стали частыми гостями в турецкой столице, а представители турецкого частного сектора и экономической науки официально вошли в круг ближайших советников центрально-азиатских президентов[14].

И. Каримов, неоднократно подчеркивавший, что видит в Турции образец для подражания, обратился к этой стране с просьбой представлять интересы Узбекистана в иностранных государствах и организациях и даже неожиданно для всех заявил, что придет время, когда узбеки и турки будут заседать в одном парламенте.

Поощряя деятельность Анкары в постсоветском пространстве, Вашингтон не теряет надежды замыкания «анаконды» вокруг России, что Турции все же удастся стать лидером для тюркоязычных республик СНГ и призывает своих европейских партнеров поддержать эти турецкие амбиции.

Тем не менее, Турция прекрасно понимает, что укрепиться на кавказском геополитическом пространстве ей не удастся[15] (без России, точно) (но надежды никогда не теряют), что показал и многовековой исторический опыт[16]. Турецкому истеблишменту Кавказ важен как мост соединяющий Турцию и Азербайджан с тюркоязычнимы странами Средней Азии, как выразился глава турецкого правительства Р. Т. Эрдоган, «создания Содружества тюркоязычных государств». Здесь уместно вспомнить и о других предложениях турецкого премьера, в том числе и о создании «Платформы стабильности и сотрудничества на Кавказе» (ПССК) с главенствующей ролю Турции.

Но в последующем история показала, что экономическая мощь Турции оказалась недостаточной, чтобы играть ведущую роль на Кавказе и в Центральной Азии. Тем не менее, как указано выше влияние Турции на регион не ослабилось, и в дальнейшем она будет влиять на процессы, происходящие в каспийском регионе через политику, идеологию, культуру и религию.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Другое по теме:

Механизмы осуществления политической власти
В структуре власти всегда выделяют субъект и объект, источники власти, основания власти и ресурсы власти В качестве субъектов власти могут выступать государство и его отдельные институты, политические элиты и лидеры. Объектами власти ста ...

Политические сообщества — это "живые организмы"
Основным выводом из синтезирующего характера геополитики является то, что мы не можем больше рассматривать политические сообщества как стабильные политические организмы, их необходимо считать живыми организмами. Политические сообщества вс ...

Легитимность политической власти
Власть является центральной категорией полит-й науки. Полит.власть – это способность одного субъекта (класса, группы, индивида) навязывать другим свою волю, выражен-ную в политике, полит-х и правовых нормах, используя при этом институты ...