В настоящее время исламский терроризм рассматриваются многими западными и российскими политологами в качестве одной из главных и реальных угроз существующему мировому порядку. Видимо, такая угроза сохранится и в обозримом будущем. Связи мирового радикального исламского движения с мафией и одиозными режимами некоторых государств могут привести к обладанию ими оружия массового поражения, которым отдельные исламистские группировки, несомненно, воспользуются.
Акаев В.Х. также признает огромную угрозу существующему миропорядку, исходящую от религиозных и политических экстремистов и террористов, прикрывающихся исламскими лозунгами и символикой. Однако он утверждает, что «необходимо признать и то, что не меньшую угрозу для народов Северного Кавказа и их самобытной культуры представляют силы, стремящиеся без оглядки втянуть их в глобальный проект переустройства мира на основе, навязываемых чуждых ценностей. Идеология и практика ваххабитов на Северном Кавказе были задействованы в этом процессе. Создавая джамааты, отрицающие традиции, отрицая традиционную духовную культуру, навязывая идеи «кавказского» и «всемирного» халифата, ваххабизм выступал очевидным фактором угрозы для общества и государства»[50].
Добаев в своих оценках утверждает, что сегодня происходит «растекание» терроризма, чему в немалой степени способствует криминализация региона и особенно Чечни, где терроризм в 1996-1999 гг. фактически получил государственный статус. Тогда террористические акты совершались открыто и оставались безнаказанными. «Государственные структуры занимали позицию невмешательства. В результате Чечня превратилась в убежище террористов, в том числе и международных, что стало главной причиной осуществления на ее территории контртеррористической операции»[51]. Другими отличительными чертами терроризма на Северном Кавказе, как считает Добаев, являются: невиданный масштаб милитаризации, участие большого количества оснащенных самыми современными средствами людей в вооруженных и террористических акциях, нарастающая интернационализация региональных конфликтов и т.д.
Итак, острота проблемы противодействия распространению исламского экстремизма, наносящего ущерб безопасности России, предопределяет выработку соответствующих государственных мер. Они должны учитывать опыт организации работы по противодействию экстремистам, как в мусульманских, так и западных странах. Однако в этом деле основные усилия должны быть направлены на решение социально-экономических проблем, создающих благодатную почву для распространения радикальных идей и привлечения в свои ряды новых сторонников. Такую задачу только силовыми методами решить невозможно. Этот вывод и должен стать основополагающим для России, побуждающим ее элиты и конкретных лидеров разработать и задействовать комплекс научно обоснованных мер по противодействию разрушающему напору исламистов.
Другое по теме:
Протокол о расширении регулярных политических консультаций
В октябре 1970 г., во время первого визита Помпиду в Советский Союз в качестве президента, СССР и Франция подписали советско-французский протокол о расширении регулярных политических консультаций по наиболее важным международным вопросам. ...
Критика термина
По мнению некоторых политиков, термин исламский терроризм не является научным, так, например, Александр Торшин — вице-спикер Совета Федерации России, считает, что исламского терроризма не существует.[4] ...
Сущность и генезис партий
Партия, будучи таким же посредником в отношениях населения с государством, как и группы интересов, обладает по сравнению с ней значительной спецификой. Более того, функциональные и организационные особенности этой "самой политикой&qu ...