Идеологическая доктрина терроризма в ЮФО
Страница 4

Другая политика » Терроризм в Южном федеральном округе на рубеже XX и XXI века - доктрина и политическая практика » Идеологическая доктрина терроризма в ЮФО

Главный догмат ваххабизма - вера в безусловно единого бога. Основной своей задачей ваххабиты считают борьбу за “очищение ислама”. Ваххабиты (которые также себя называют, кроме “салафитов”, “таухидун” или «мувахидун» - единобожники) отвергают различные “новшества”, возникшие в процессе тысячелетнего развития традиционного ислама – культ святых, дервишество, местные особенности существования ислама и прочее. Крайнее отрицание "посредничества" между Аллахом и человеком вызывает чрезвычайно негативное отношение ваххабитов к представителям практически всех течений в исламе. Особенно к суфиям. "Посредниками" между богом и человеком в суфизме выступают шейхи (старейшины) и устазы (наставники). Суфизм имеет исконно широкое распространение на Северном Кавказе»[28].

Большое внимание ваххабиты уделяют понятию "джихада". Правда, это понятие в их интерпретации не разделяется на "великий" (борьба в душе верующего с собственными губительными страстями) и "малый" (война против неверных) джихад, как в традиционном исламе. Для ваххабитов джихад един, с акцентом на войну вовне, против неверных. Мусульмане, исповедующие другие формы ислама для них являются также неверными. Методы борьбы против них, соответственно, такие же, как и против кафиров. "Неверными", следуя вопреки Корану, салафиты называют всех, кто не воспринимает ислам в интерпретации их учения. Коран называет "неверными" исключительно язычников.

Распространение данной идеологии, враждебной российской атмосфере национальной и религиозной терпимости, вносит раскол в отечественную исламскую умму. В свою очередь, это обстоятельство дестабилизирует межрелигиозные и межнациональные отношения, обостряя политическую обстановку в стране.

Таким образом, на Юге России исламский фундаментализм, салафийя или ваххабизм появился на общей волне возрождения ислама в конце 80-х – начале 90-х гг. Наибольшее распространение он получил в регионах Северо-Восточного Кавказа, где исламская традиция была наиболее устойчивой. Однако исламистские идеи, включающие в себя и салафитский компонент, стали транслироваться и в других регионах Юга России. Исламский фундаментализм был тесно связан с политическими процессами, происходящими в регионе, что отразилось на неоднородности и противоречивости этого явления. На салафитскую идеологию опирались как умеренные сторонники «очищения ислама», так и экстремисты.

Обострение конфликта в Чечне, в который активно вмешивались зарубежные исламистские и террористические организации, привело к созданию в середине 90-х гг. на Северном Кавказе квазинезависимого государства Ичкерия, которое превратилось в плацдарм международного терроризма, существовавший под прикрытием религиозной идеологии. Под влиянием укрепившихся в Чечне экстремистов, значительная часть салафитского движения региона перешла на более радикальные, а зачастую экстремистские позиции.

«Ваххабизм» в южнороссийском регионе окончательно стал синонимом экстремизма и терроризма. Вооруженный джихад против местных и федеральных властей превратился в основную цель лидеров ваххабизма. В связи с этим произошло качественное изменение состава фундаменталистских групп: в них все более весомое место занимают представители криминального мира и маргинализированные слои населения, которые видят в ваххабизме средство достижения своих личных целей. Определяющее место в планах и действиях ваххабитов стала занимать идея распространения конфликта на другие территории с целью насаждения там исламизма.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Другое по теме:

Теория. Теоретические работы, посвященные концепции Гоббса
Степень разработанности проблемы. Проблемы, которые я поднимаю в своей работе, исследовалась как зарубежными, так и российскими политологами, юристами, философами, такими как Козлихин1, Рассел2, Реале3, Мамут4, и другими. Они анализировал ...

Союз 17 октября.
(октябристы), принявший это название в честь царского Манифеста 17 октября 1905 г., который, как считали октябристы, знаменовал собой вступление России на путь конституционной монархии. Организационное оформление партии началось в октябре ...

Частные характеристики современного международного терроризма
Это автономность и прочность сетей, ячеек, расширение географии, расширение круга лиц, принимающих решение. Последнее обстоятельство особенно характерно. Как только была выбита верхняя ступень «Аль-Каиды», процесс принятия решений опустил ...