Идеологическая доктрина терроризма в ЮФО
Страница 5

Другая политика » Терроризм в Южном федеральном округе на рубеже XX и XXI века - доктрина и политическая практика » Идеологическая доктрина терроризма в ЮФО

«Начало в 1999 г. контртеррористической операции привело к частичному слому организационной структуры ваххабитов не только в Чечне, но и на Юге России в целом. Однако имеющие место современные социально-политические процессы свидетельствуют о долгосрочных перспективах этого движения в регионе. Его характер и вектор развития во многом будут зависеть от политики властей, понимания ими сущности, целей и задач различных отрядов неоваххабитского движения»[29].

Следует отметить, что ваххабитские общины на Северном Кавказе не являются однородными по составу. Есть среди них крайне радикально настроенные, но есть и довольно значительное умеренное крыло. Естественно, они не отказываются от конечной цели — установления господства их интерпретации ислама и шариата на Северном Кавказе, но они понимают необходимость воспитания людей, способных его воспринять и не настаивают на немедленной шариатизации региона[30].

Впрочем, радикализм и экстремизм — это болезнь не только ваххабитов. В 1998 г. ныне покойный муфтий Дагестана Саййидмухаммад Абубакаров произнес ставшую знаменитой фразу: «Всякий мусульманин, убивший ваххабита, попадет в рай, как и мусульманин, погибший от рук ваххабитов»[31].

Следовательно, одной из ключевых причин распространения терроризма на юге России является привнесенная извне ваххабитская идеология, которая сумела распространиться в связи с ослаблением позиций традиционного ислама.

Что выделяют в качестве причин терроризма в ЮФО ещё?

Многие исследователи выделяют кроме религиозной причины причину сугубо экономическую. Добаев в одном из своих интервью сказал, что ваххабитская идеология не имела бы такого значения, «если бы не было такой жуткой нищеты . подавляющее большинство людей живет не просто скромно, а на нищенскую зарплату. При общем падении производства и уровня социализации произошло перераспределение всех благ в пользу одной узкой группы. То есть самая главная причина - деньги. Ведь многие террористические акты за деньги осуществляются»[32]. Такого же мнения придерживается и Романченко Ю.Г.: «Терроризм может рассматриваться как следствие большой разницы в доходах»[33]. Представитель партии КПРФ Владимир Кашин тоже считает, что главная причина - это «экономическая составляющая…На основе экономической составляющей в то время партия грамотно вела и национальную политику. Почему не было взрывов, не было социальной напряженности в СССР?»[34] Губрий В. подробно рассказывает о происходящем в социальной и экономической сферах юга России: «Массовая преступность и насилие в Чечне как питательная среда для терроризма - следствие прежде всего тяжелейшего обеднения, вызванного неудачными экономическими реформами, а не Хаттабом. Если в 1980 г. доходы жителя Чечни в среднем были в 2,6 раза меньше, чем у москвича, то в 1992 г. стали в 9,1 раза меньше. А потом хозяйство Чечни вообще было разрушено. В 2002 г. в Чеченской Республике, население которой составляет 0,7 % населения РФ, было 12,7 % от общего числа безработных в РФ - 199 тысяч»[35].

Большинство показателей экономического и социального развития регионов Северного Кавказа значительно ниже среднероссийских. Так, валовой региональный продукт Южного федерального округа (ЮФО) на душу населения отстает от среднероссийского в 1,9 раза, а от других федеральных округов от 1,4 до 3,3 раза. Среднедушевые доходы по округу составляют 65 % от российских, среднемесячная заработная плата в округе ниже среднероссийской в 1,5 раза. Значительным остается уровень зарегистрированной безработицы - он составляет 35 % от общего числа безработных по стране. А среднедушевой доход и уровень заработной платы в национальных республиках Северного Кавказа отстают не только на общероссийском фоне, но и в среднем по округу[36].

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Другое по теме:

Великий проект Хаусхофера
Геополитическая школа Хаусхофера разработала "концепцию большого пространства", проявляя интерес к ряду теорий, популярных в 20-е годы: паневропейской, паназиатской и панамериканской. Это большие континентальные объединения - ве ...

Марониты Ливанской республики
Среди 17 религиозных конфессий, представители которых и сейчас населяют небольшой по территории Ливан, особое место занимают марониты. Притом, что их община насчитывает около 700 тыс. чел., они являются третьей по численности религиозной ...

Политическая мысль Древнего Востока
Наука о политике берет начало в эпоху разложения первобытнообщинного строя и появления первых крупных государственных объединений в Египте, Месопотамии, Китае, Индии, Греции. Первые представления о власти, государстве, политике были одно ...