Стоит выяснить и то, почему международный терроризм получил свое распространение именно на юге России, а не в каком-либо другом регионе страны. Какова идеологическая база терроризма в ЮФО?
Причиной может служить распространение в этом регионе ислама. История российского ислама начинается с Северного Кавказа, поскольку уже в VII в. арабские завоеватели впервые проникают на территорию южного Дагестана. Исторически ислам в регион был привнесен извне и насаждался здесь в течение многих веков, главным образом, опираясь на мощь внешних сил. Уровень исламизации северокавказских этносов неуклонно понижается с востока на запад.
На Северо-Восточном Кавказе (Дагестан, Чечня, Ингушетия) получил развитие суннитский ислам шафиитского толка в форме суфизма (накшбандийский и кадирийский тарикаты, а с ХХ в. – и шазилийский тарикат, последний только в Дагестане); на Северо-Западном, у части кумыков и ногайцев, а также во всех других субъектах ЮФО – суннитский ислам ханифитского толка.
В постсоветский период, особенно в ходе военной кампании в Чечне в 1994-96 гг., в регионе появляется и постепенно укрепляет свои позиции радикальный фундаментальный ислам, получивший известность как «северокавказский ваххабизм» или неоваххабизм[26]. Почему?
Главным действующим актором на исламском поле выступал традиционный ислам, представленный большинством традиционно верующих мусульман, тарикатскими структурами – так называемыми вирдовыми (мюридскими) братствами во главе с суфийскими шейхами и устазами, а также институализированными исламскими организациями – духовными управлениями мусульман (ДУМ).
В результате распада единого Духовного управления мусульман Северного Кавказа (Махачкала) в каждой республике региона возникли самостоятельные ДУМ. Более того, в ряде ДУМ отсутствовало и до сих пор отсутствует внутреннее единство. Все это стало причиной того, что северокавказский традиционный ислам к моменту развала Советского Союза был крайне ослаблен и в условиях резко усилившихся «возрожденческих» процессов попросту оказался не готов к осознанному сопротивлению чуждому и враждебному идеологическому вторжению.
В связи с временной слабостью традиционного ислама его зону воздействия попытались занять иные субъекты, как правило, политизированные, можно сказать околоисламские, поскольку большинство из них, строго говоря, мусульманскими не являются. Главным и наиболее опасным противником традиционализма в регионе выступает неоваххабизм, который после событий в Дагестане в августе 1999 г. приобрел преимущественно ультрарадикальный (экстремистский) характер, активно используя для достижения политических целей террористическую практику[27].
В понимании масштабов влияния неоваххабизма или «северокавказского ваххабизма» на Северном Кавказе нужно, в первую очередь, определить, что это за явление.
«Ваххабизм – термин, обозначающий еретическое исламское направление, основателем которого был Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб (1703-1787гг.), изложивший свои взгляды в “Китаб аль-таухид (Книге единобожия)”. Ваххабизм является частью такого явления в суннитском исламе как салафия.
Салафия (от арабского глагола "салафа" - "быть изначальным"), фундаменталистское религиозно-этическое направление, возникшее в 14 веке из трудов мусульманского философа ибн Таймии, апеллирующее ко времени Мединской общины (622-630гг) пророка Мухаммада как "золотому веку" ислама. Мединская община провозглашается обществом максимально приближенным к идеалу, а значит примером и целью коррекции абсолютно любого социума.
Другое по теме:
Теория общественного договора Ж.-Ж.Руссо
«Человек рожден быть свободным, а между тем везде он в оковах», – такими словами открывает трактат Руссо «Об общественном договоре». Освободить человека и вернуть ему свободу – вот цель французского философа. Новая модель общества основан ...
Марониты Ливанской республики
Среди 17 религиозных конфессий, представители которых и сейчас населяют небольшой по территории Ливан, особое место занимают марониты. Притом, что их община насчитывает около 700 тыс. чел., они являются третьей по численности религиозной ...
Политическая система общества
Политическая система общества — это совокупность политических субъектов, их взаимоотношений на базе политических норм, сознания, культуры и политической деятельности. Сущность политической системы заключается в регламентации поведения люд ...