Политика США во второй половине XX века
Страница 11

Другая политика » Политика США во второй половине XX века

Нация раскололась в оценках того, как вел войну президент Джонсон, и тот не рискнул выдвинуть свою кандидатуру на выборах 1968 года, где победа досталась Ричарду Никсону (1913—1999). С 1968 года сократились бомбежки Северного Вьетнама, воюющие стороны стали искать дипломатические пути урегулирования конфликта. Новый президент начал постепенный вывод американских войск из Вьетнама. Так, к концу августа 1969 года домой вернулось 25 тысяч солдат. При этом высвободившееся военное снаряжение было передано в распоряжение армии южновьетнамского правительства. Однако граждане США требовали более эффективных мер. 15 ноября состоялся массовый антивоенный митинг. В столице около 250 тысяч манифестантов прошли от Капитолия до памятника Вашингтону. В Сан-Франциско 200 тысяч человек собрались в парке Голден-Гейт. Никсон отнесся к этим выступлениям достаточно спокойно, заявив, что надеется на поддержку его действий американцами. Под давлением общественного мнения 11 августа 1971 года министр обороны США Мелвин Лэйрд заявил, что с этого дня ни один американец не будет участвовать в наземных операциях, которые будут теперь осуществляться только силами армии Южного Вьетнама. Однако Никсон отдавал и приказы, которые способствовали обострению ситуации во Вьетнаме. Например, в ответ на успехи Северного Вьетнама 8 мая 1972 года он распорядился заминировать с воздуха подходы к Хайфону и Другим портовым северовьетнамским городам. Американские военные специалисты не считали эту меру особенно эффективной, утверждая, что остановить продвижение врага возможно лишь посредством введения во Вьетнам американских войск.

В то же время 15 января именно президент Никсон распорядился прекратить все военно-воздушные и военно-морские операции с участием американцев, а 19 января было объявлено о прекращении огня. Знаменательно, что в это время президент не говорил о «победе» во Вьетнаме; речь шла лишь о заключении «почетного для США мира». Наконец, 27 января 1973 года в Париже было подписано соглашение о прекращении огня во Вьетнаме. По этому документу северовьетнамская сторона обязывалась отпустить всех военнопленных американцев, а США — вывести в 1973 году все свои войска из Вьетнама. Америка всерьез готовилась к миру: в тот же день в Вашингтоне было объявлено о намерении сократить армию и перевести ее на контрактную основу. Государственный секретарь США Генри Киссинджер, немало потрудившийся для выхода Америки из войны, в 1973 году был награжден Нобелевской премией мира.

Бои во Вьетнаме — уже без участия американцев — окончились весной 1975 года: 30 апреля южновьетнамская сторона подписала документ о безоговорочной капитуляции. Хотя формально это событие уже не имело никакого отношения к Америке, многие в США восприняли его как удар по престижу страны, как первое понесенное ею за двухсотлетнюю историю военное поражение. Эти переживания, характерные для американского общества середины 1970-х годов, получили известность как «вьетнамский синдром».

Итоги бессмысленной для США войны оказались весьма печальными: за десять лет американские потери составили 56 тысяч человек убитыми, 300 тысяч получили ранения. Это меньше, чем потери в мировых войнах, но несравненно больше, чем за время войны в Корее. Весьма тяжелыми были и косвенные потери, понесенные американским обществом из-за войны: желая избежать призыва на военную службу, молодые люди навсегда покидали пределы родины.

Страницы: 6 7 8 9 10 11 12


Другое по теме:

Политические нормы
Политические ценности и нормы являются важнейшими регулятивами политической деятельности. Нормы (от лат. norma — руководящее начало, правило, образец) в политике означают правила политического поведения, ожидания и стандарты, запреты и ре ...

Недовольства рабочих
Недовольство накапливалось постепенно. Рабочие требовали повышения заработной платы и улучшения условий труда, протестовали против эксплуатации. Крестьяне, число которых постоянно сокращалось, добивались государственной помощи для сохране ...

Аспекты национальной безопасности в Республике Казахстан с учётом религиозных факторов. Политика национальной безопасности в контексте социальных и межконфессиональных отношений
Безопасность страны можно считать гарантированной, если она обеспечена как "снаружи", так и "изнутри". В этом параграфе исследуется вопрос политики социальной безопасности, демографического развития, межнациональных и ...