Политика США во второй половине XX века
Страница 6

Другая политика » Политика США во второй половине XX века

Однако в середине 80-х годов были вынесены на суд общественности преступления М. Норьеги как бесчестного политика, узурпировавшего президентскую власть, замешанного в рэкете, травившего американский народ наркотиками колумбийской наркомафии. Против него были возбуждены судебные дела. М. Норьега стал бельмом на глазу американской администрации. Вначале в отношении Панамы были введены жесткие экономические санкции, а в 1989-м М. Норьега был свергнут (захвачен в результате военной операции, санкционированной президентом Д. Бушем-старшим).

Агрессивная внешняя политика США в годы «холодной войны», применение двойных стандартов – это скорее правило, чем исключение. Вашингтон в той или иной форме поддерживал авторитарные режимы не только в уже упоминавшейся Центральной Африке, но и в таких странах, как Индонезия, Уругвай, Иран, Бразилия, Парагвай, Турция, Филиппины, Чили и др.

По правде говоря, аналогично поддерживали «освободительные движения» и СССР. В годы «холодной войны» Москва осуществляла «экспорт революций», отправляя оружие и военных советников в Судан, Камбоджу, Лаос, Вьетнам, Эфиопию и ряд других государств.

США продолжают заигрывать с недемократическими режимами, что свидетельствует о разрыве между официальной риторикой и фактическими действиями (как, впрочем, и в других аспектах дипломатии американской администрации). Сегодня мы не видим прямой поддержки террора или массовых преступлений, однако закрепленная в национальной стратегии безопасности возможность нанесения превентивных военных ударовde facto предоставляет право на использование военной силы против суверенных государств, нарушающих принципы создаваемого США миропорядка.

Принимая во внимание появление все новых очагов международной напряженности и новых глобальных угроз в современном нестабильном мире, можно предположить, что политическое маневрирование во внешней политике США, характерное для времен «холодной войны», еще долго не сойдет на нет, а, скорее всего, будет только усиливаться.

После войны США еще больше обогнали по экономическим показателям прочих мировых лидеров — Великобританию и Францию, не говоря о Германии, Японии и Италии. В то же время Америка не могла сбрасывать со счетов Советский Союз, чей международный авторитет после победы несоизмеримо возрос. Боязнь распространения коммунистической идеологии, способствовавшей развитию национально-освободительных движений в колониальных империях, режимы которых США поддерживали в интересах своих союзников по оружию, Великобритании и Франции, вызывала настороженность американских политиков по отношению к СССР. В то же время уверенная позиция советского правительства делала компромисс между США и СССР более сложным, чем конфронтацию. Прологом к резкому ухудшению отношений между бывшими соратниками в борьбе с фашизмом стала речь, которую произнес 5 марта 1946 года в Фултоне, штат Миссури, отставной премьер-министр Великобритании Черчилль, призвавший западные страны к объединению против коммунистического Востока. В этой речи впервые был упомянут «железный занавес», ставший в недалеком будущем невидимой, но непроходимой границей между Востоком и Западом.

С 1947 года Америка приступила к осуществлению «плана Маршалла», который предусматривал поддержку стран Западной Европы, пострадавших во время Второй мировой войны. Одновременно план привел к объединению этих государств вокруг США и подъему их экономики. План Маршалла позволил создать и общую военную организацию — НАТО (аббревиатура английского словосочетания, означающего «Организация Северо-Атлантического договора»), объединившую 15 стран. Впервые в истории США вошли в военный союз с государствами Европы. Вскоре Советский Союз ответил на это созданием Организации Варшавского договора.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11


Другое по теме:

Политическая харизма - версии и проблемы
"Политическая харизма" относится к числу наиболее дискуссионных и неоднозначных понятий социологии. Причин этому несколько - не только "ускользающая", "мистическая", трудно поддающаяся научному исследованию п ...

Соглашение о советско-китайской государственной границе на ее восточной части.
Протяженность восточной границы между Россией и Китаем, начинающейся там, где заканчиваются их границы с Монголией, составляет более 4 тыс. км.[1] Первоначально она была определена китайско-российскими договорами 1858 г. (Айгунский, по ко ...

Процессы реорганизации государства
При том что государство всегда считалось главным компонентом политической жизни, ему сегодня явственно угрожают тенденции, обозначившиеся в конце XX в. В наиболее драматичной форме они проявились в некоторых посткоммунистических странах и ...