Исторические и социально-политические предпосылки образования Республики Алтай. Образование Горно-Алтайской автономной области.
Страница 3

Другая политика » Республика Алтай - субъект Российской Федерации » Исторические и социально-политические предпосылки образования Республики Алтай. Образование Горно-Алтайской автономной области.

“1. Естественно-исторические условия уезда, горный характер местности, климат и почвы, совершенно отличные от прилегающей степи;

1. хозяйственные формы самые разнообразные, начиная от первобытного скотоводства и кончая земледелием при искусственном орошении;

2. специальные отрасли хозяйства, не имеющиеся в других местах губернии…;

3. необходимость использования огромной силы горных рек, могущих вызвать к жизни промышленность края и облегчить промышленность городов;

4. использование горных богатств;

5. землеустройство в соответствии с государственной программой земельного дела на Алтае будет иметь совершенно своеобразные условия, могущие быть достаточно выявленными только органами местного самоуправления;

6. в деле поднятия духовной культуры, создание школ, курсов, специально приспособленных к языку, понятиям и развитию алтайцев возможно при своем культурном центре;

7. политическая жизнь края, глубоко консервативного благодаря глубокому невежеству, оживится путем воздействия на него деятелей из своего алтайского центра.”[23].

26 марта 1921 года Постановлением Сибирского революционного комитета ввиду территориальной, этнографической и экономической обособленности Горного Алтая, Горный Алтай был выделен из Бийского уезда и включен непосредственно в состав Алтайской губернии с правами уезда[24].

Однако, несмотря на активную деятельность горно-алтайских ревкомов по самоопределению, Бийский ревком с постановлением не считался и продолжал считать Горный Алтай себе подведомственным.

Скорейшему образованию Горно-Алтайской автономии препятствовали внутренние противоречия среди населения. Обращают на себя архивные источники, указывающие на то, что часть местного населения Горного Алтая примкнуло к белогвардейскому движению, поскольку последние обещали народу национальную автономию. Партийные и советские органы практически не проводили агитационную кампанию… В результате местное население совершенно не были осведомлены о национальной политике Советской власти[25].

Реально вопрос об образовании самостоятельной административной единицы в Горном Алтае начал обсуждаться только после окончательного установления Советской власти на Горном Алтае, после ликвидации бандитизма, мешавшего мирному национальному самоопределению алтайцев.

Практические вопросы национальной политики систематически обсуждались на заседаниях Сиббюро. При Сиббюро, а также губернских комитетах партии имелись специальные органы для работы среди национальных меньшинств.

Вопрос об образовании Ойротской автономии[26] стал обсуждаться вскоре после публикации решения 10 съезда партии. В начале июня 1921 года в г. Томске Сибирский отдел по делам национальностей созвал совещание представителей национального населения Горно-Алтайского, Бийского и Ачинского уездов, которое высказалось за образование автономной “Ойротской республики”[27]. 8 июля 1921 года на заседании коллегии Томского губнаца, при участии заместителя представителя Наркомнаца при Сибревкоме был также официально рассмотрен вопрос об алтайской автономии. Было решено разработать конкретные предложения для доклада в центральных нацорганах[28].

С 10 по 18 августа 1921 года Наркомнац провел в Томске сибирское совещание с участием представителей всех нацотделов, на котором было решено собрать все имеющиеся материалы по алтайскому вопросу.

5 сентября 1921 года коллегия народного комитета по делам национальностей заслушала сообщение Сарысеп Конзычакова[29], бывшего председателя Кузнецкого отдела Карокорумской управы, оказавшегося на посту заместителя председателя Алтайского губнаца. Он предлагал объединить Горно-Алтайский, Бийский, Кузнецкий, Минусинский и Ачинский уезды в “Республику Ойрот”. Проект Конзычакова отражал стремление алтайского байства к созданию “великого среднеазиатского государства Ойрот”. К сожалению, не располагая достаточными аргументами в пользу создания “государства Ойрот”, он пытался обосновать необходимость такого объединения с помощью легенд и народных сказаний. После доклада, Наркомнац решил запросить “принципиальное отношение к такому объединению Сиббюро ЦК РКП(б) и Сибревкома”[30].

Сибирское бюро ЦК обсудив 2 октября 1921 года запрос Народного комитета по делам национальностей об отношении к вопросу о выделении в автономную единицу Горно-Алтайского, Бийского, Кузнецкого, Минусинского и Ачинского уездов, признало “организацию Ойротской автономной области нецелесообразной”[31]. В постановлении отмечалось, что территория предлагаемого объединения не представляет единого целого ни в географическом, ни в экономическом отношении. Коренное население составляет явное меньшинство. При таких условиях, по мнению Сибирского бюро ЦК организовать по национальному признаку “Советскую власть на огромной территории протяжением 1500 верст невозможно”. Сибирское бюро ЦК охарактеризовало проект не только как “совершенно нежизненный”, но и “политически опасный” ввиду его “неспособности” обеспечить политическую устойчивость южной границы Сибири”[32].

Страницы: 1 2 3 4 5


Другое по теме:

Политический лидер: функции, авторитет, политический образ мира
Тот, кто обладает харизмой и способен применить правильные средства, сильнее Бога и может заставить его подчиниться своей воле М . Вебер ...

Выводы
В вопросах предупреждения этноконфликтов, главное - это опора на профилактическую работу, обеспечивающую включение указанного выше меха­низма выравнивания этнополитического пространства региона. Разумеется, вышеперечисленные меры только ...

Политическая активность групп
Социальная группа с политической точки зрения - это еще субъект в потенции. Становление ее реальным, действующим субъектом политических отношений зависит от многих причин, прежде всего - от социальных противоречий и интересов групп, домин ...