Исторические и социально-политические предпосылки образования Республики Алтай. Образование Горно-Алтайской автономной области.
Страница 4

Другая политика » Республика Алтай - субъект Российской Федерации » Исторические и социально-политические предпосылки образования Республики Алтай. Образование Горно-Алтайской автономной области.

10 ноября заключение Сибирского бюро ЦК обсуждалось на заседании коллегии народного комитета по делам национальностей, признавшей выделение “Ойротско-Хакасской единицы” необходимым. 11 ноября 1921 года С. Конзычаков обратился к И.В.Сталину с письмом, в котором сообщил о решении коллегии Народного комитета по делам национальностей, просил выдать ему “надлежащее отношение” на имя Сибирского бюро ЦК с предложением “не препятствовать и содействовать” созыву совещаний и конференций по подготовке выделения “Ойрот-Хакасской автономной единицы”[33]. Ознакомившись с письмом, И.В.Сталин 13 ноября 1921 года заявил об удовлетворении просьбы. Однако, Организационное бюро ЦК, обсудив 15 ноября 1921 года заключение Сибирского бюро ЦК и предложение коллегии Народного комитета по делам национальностей, отвергло проект создания “Ойрот-Хакасской” автономии и тем самым поддержало мнение Сибирского бюро ЦК. Тем не менее, Организационное бюро ЦК допускало возможность образования алтайской единицы и с этой целью разрешило созвать съезд представителей Горно-Алтайского уезда и двух волостей Бийского уезда.

Алтайский губернский комитет, ознакомившись с постановлением Сибирского бюро ЦК по вопросу об организации Горно-Алтайской области и с телеграммой Народного комитета по делам национальностей о созыве представителей Горного Алтая, также высказался за “автономность алтайских народностей” и образовал две комиссии для детальной разработки административных границ будущей автономии и плана агитационно-массовой кампании.[34]. Однако, в связи с гражданской войной съезд “представителей алтайских народностей” был отложен.

Сибирское бюро ЦК согласилось с решением Алтайского губернского комитета. Поскольку, однако, в вопросах об административных границах и принципах подхода к организации будущей автономной единицы выявились различные мнения, Сибирское бюро ЦК предложило председателю Сибирского революционного комитета С.Е.Чуцкаеву “окончательно обсудить эти вопросы в Москве”[35]. 31 января 1922 года О.Е.Чуцкаев доложил Сибирскому бюро ЦК, что разрешено организовать автономную область “в пределах Горно-Алтайского уезда, но не включая инородцев Енисейской губернии”[36]. Таким образом, переговорами председателя Сибирского революционного комитета с центральными партийными и советскими органами в Москве закончился важнейший этап в создании автономной области. Вопрос об образовании автономной единицы решался положительно, были определены границы будущей автономии.

Учитывая, что образование автономной области сыграет важную роль в оздоровлении политической атмосферы в Горном Алтае, Алтайский губернский комитет признал необходимым “обратить максимум внимания” и проявить наибольшую гибкость в решении этого вопроса”. При его непосредственном участии разрабатывались основные документы, связанные с подготовкой образования автономной области.

Согласившись с основными принципами проекта комиссии, губернский комитет подчеркнул, что, во-первых, вновь образуемая автономия должна быть территориально целым объединением; во-вторых, в автономную область должны войти волости с преобладанием алтайского населения, но по соображениям экономического и административного характера могут быть допущены отклонения; в третьих, в основу внутреннего районирования положить этнографические признаки, допуская, в случае необходимости, отдельные отклонения.

Однако, население Горного Алтая учитывая печальный опыт Каракорума, весьма осторожно относилось к планам создания автономной области.

Вопросы о принципах управления и административных границах организуемой автономии неоднократно обсуждался в Сибирском бюро ЦК и Сибирском революционном комитете. Исключительное внимание Сибирского бюро ЦК к вопросам организации и границам будущей автономной единицы объяснялось стремлением найти правильное, единственно возможное решение, отвечающее национальной политике. Необходимо отметить, что в последующем Сибирское бюро предложило Алтайскому губернскому комитету в срочном порядке наметить кандидатов в состав Горно-Алтайского областного комитета, вопрос об административных границах и органах управления перенесло на обсуждение Сибирского революционного комитета.

“Исходя из принципа самоопределения национальностей и принимая во внимание, что население Горного Алтая в значительной части своей состоит из племен…, представляющих в этнографическом отношении и в условиях быта однородную группу, резко отличающуюся от русского населения”, Сибирский революционный комитет 18 марта 1922 года признал необходимым образовать автономную область на территории, границы которой были описаны в докладе комиссии Алтайского губернского комитета. Указанное решение было оформлено постановлением Сибревкома “Об образовании Ойротской автономной области:

“1. Признать необходимым образование Ойротской автономной области из Горно-Алтайского и частей Бийского уезда, с преобладающим алтайским населением.

2. Границами Ойротской области и Алтайской губернии признать границу, описанную в докладе комиссии по выделению Ойротской автономной области при Алтайгубисполкоме.

Страницы: 1 2 3 4 5


Другое по теме:

Истоки демократии
Как бы там ни было, как бы мы не относились к тем или другим отклонениям и мутациям демократии, очевидно ясно, что постепенная демократизация, распространение духа и ценностей демократии – одна из главных черт современности. Демократия сл ...

Политика как объект исследования, предмет и метод политологии
В обществе принято выделять четыре основные сферы жизни – экономическую, социальную, духовную и политическую. Каждая из них представлена определенной системой и организацией, своими законами развития. Отличие политической сферы общества в ...

Взаимоотношения России и НАТО в свете вооруженного конфликта в Косово. Взаимоотношения России и НАТО в свете обострения кризиса в Косово
« Фактор НАТО» стал основной проблемой во взаимоотношениях России с Западом в сфере европейской безопасности с началом дебатов о расширении альянса на восток, в ходе которых руководство России неоднократно получало от представителей альян ...