Исторические и социально-политические предпосылки образования Республики Алтай. Образование Горно-Алтайской автономной области.
Страница 2

Другая политика » Республика Алтай - субъект Российской Федерации » Исторические и социально-политические предпосылки образования Республики Алтай. Образование Горно-Алтайской автономной области.

Постановлением земельного отдела МВД Временного Российского Правительства о 18 января 1919 года было определено “образовать Каракорумский уезд в составе Алтайской губернии, установив местопребывание уездных учреждений для этого уезда с. Улалинского той же волости”[16].

13 апреля 1920 г. постановлением Алтайского губревкома Каракорумский уезд выделен в самостоятельный уезд и переименован в Горно-Алтайский с центром в с. Шебалино[17].

РСФСР как Федерация, основанная на национальной автономии, была закреплена в Конституции РСФСР 1918 года, принятой 5 Всероссийским Съездом Советом. В статье 11 Конституции подчеркивалось, что “Советы областей, отличающиеся особым бытом и национальным составом, могут объединяться в автономные областные союзы, во главе которых, как областных объединений вообще, стоят областные Съезды Советов и их исполнительные органы. Эти автономные областные союзы входят на началах федерации в РСФСР.”

В Конституции РСФСР 1918 года было проведено разграничение компетенций высших органов власти РСФСР. В частности, к правам Российской Федерации было отнесено “установление границ и компетенции областных союзов, входящих в состав РСФСР, разрешение споров между ними, а также принятие в состав РСФСР новых субъектов и признание выхода из ее состава отдельных членов”. Отнеся к ведению Всероссийского съезда Советов и ВЦИК утверждение областных объединений, установление границ и компетенции автономных единиц, принятие в состав РСФСР новых сочленов и признание выхода из федерации отдельных её частей, Конституция закрепила правовые основы пределов советской автономии, согласно которым самоуправление наций, создающих автономные образования, должно осуществляться в рамках, устанавливаемых федерацией с учетом их национальных особенностей. Конституция РСФСР 1918 года создала юридическую базу для образования новых автономных единиц в составе России. Это утверждалось в основном решением федеральных органов государственной власти. Так, например, в марте 1919 года была образована Башкирская автономная Советская Социалистическая Республика[18].

В дальнейшем законодательство об автономии развивается по линиям закрепления конкретных видов автономии и регулирования и компетенции, федеративных связей и государственно-правовых институтов[19].

В подготовленном В.И.Лениным и принятом 14 октября 1920 года постановлении Полютбюро ЦК “О задачах РКП (б) в местностях, заселенных восточными народами”, подчеркивалась необходимость проведения в жизнь автономии”, в соответствующих конкретным условиям формах для тех восточных национальностей, которые не имеют ещё автономных учреждений[20].

Декретами ВЦИК в 1919 – 1920 г.г. оформляется образование Башкирской, Татарской и Киргизкой (Казахской) АССР, выражающих политическую автономию территорий, населенных соответствующими народами. Фактически ряд автономных областей возник уже до принятия актов об их образовании. Известны случаи, когда в них конструировались органы власти, проектировались границы, разрабатывались положения об автономных областях.[21]

Первые автономные области РСФСР (Чувашская, Калмыцкая и др.) образовывались совместными декретами ЦИК и СНК. Указанные акты об образовании автономных областей разрабатывались с участием представителей заинтересованных национальностей и играли учредительную роль, провозглашая и закрепляя национальную государственность некоторых народов. Несмотря на то, что принимались декреты и положения об автономных областях, их правовой статус регламентировался довольно слабо. В связи с этим, в законодательстве начала 20-х г.г. проявились две тенденции: первая выражалась в установлении в автономных областях органов государственной власти, подобно губернским; вторая – в стремлении образовать в них государственно-правовые институты, свойственные автономной республике. Вследствие чего, уже до принятия Конституции СССР 1924 года, сложились 3 типа автономных областей: 1) с ЦИК, Совнаркомом и наркоматами (например, Южная Осетия); 2) с ЦИК и его отраслевыми отделами (например, Кабардино-Балкарская); 3) с областными исполнительными комитетом, наделенным правом гуписполкома, и его отраслевыми отделами (большинстово АО, в том числе автономная область Ойротского народа).[22]

Установление Советской власти на Горном Алтае возродило прежние административные споры. Был ликвидирован Каракорум Алтайский округ как самостоятельная единица. Горный Алтай был вновь включен в состав Бийского уезда. Бийским уревкомом для управления территорией Горного Алтая было создано на правах подотделов 3 районных ревкома, которые должны были служить посредниками между уездными и волостными ревкомами. Однако, указанное положение дел не удовлетворяло интересы населения Горного Алтая. По инициативе горно-алтайских ревкомов был поднят вопрос о выделении советского Горно-Алтайского уезда. Так, Улалинский ревком, считал, что выделение Горного Алтая в самостоятельную единицу является обязательным и обосновывал свою позицию следующими аргументами:

Страницы: 1 2 3 4 5


Другое по теме:

Политическая социализация личности
В свое время мы говорили о социализации личности как о процессе приобщения человека к общностям. Этот процесс сопровождает человека на всем его пути, оказывает на него большое влияние, зависит от культуры человека, сопровождается как взаи ...

Механизмы восприятие лидера
Исследования показывают, что механизм психологического восприятия групп политического лидера играет важную роль в выработке положительного или отрицательного образа лидера. При этом нужно иметь четкое представление о том, как действует пс ...

Понятие, характеристика основных элементов политической системы общества
В зависимости от степени участия в политической жизни органы и организации – элементы политической системы в научной литературе подразделяются на следующие группы: Собственно-политические. К их числу относятся государство, все политическ ...