Укрепившись политически, ваххабиты стали навязывать чеченскому обществу собственную идеологию и практику. Значительную часть верующих возмущают несправедливые наказания, часто выносимые в шариатских судах, попытки ваххабитов надеть паранджу на чеченских женщин, развернутая ими борьба против продажи и употребления алкоголя, хищения нефтепродуктов, сопровождавшаяся избиением людей, уничтожением спиртного, сожжением бензовозов, минизаводов по перегонке нефти.
Ваххабиты пытаются расширить свою религиозно-политическую деятельность в регионе. Они вовлекают в свои структуры безработную молодежь, обучают ее военному делу, провозглашают джихад против российских войск, дислоцируемых в Дагестане, обращаются через СМИ ко всем мусульманам, призывая их к изгнанию российских войск со всей территории Кавказа.
Представителей официального духовенства Северного Кавказа, придерживающихся умеренных религиозных и политических взглядов, приверженцев традиционной суфийской идеологии, ваххабиты и сочувствующие им известные политические фигуры в Дагестане и Чечне обвиняют в сотрудничестве с российскими властьями, в нежелании отстаивать национальные и религиозные интересы мусульман региона.
Радикализм ваххабитов вызывает тревогу и протест как у официального духовенства Чечни, Дагестана и Ингушетии. Оно пытается ограничить идейное и политическое влияние ваххабитов на мусульман региона.
Взаимоотношения между ваххабитами и последователями тариката кадирийа приобрели в Чечне конфликтный характер еще в ходе войны в 1995 г. Так, ваххабиты предприняли попытку ликвидировать святыню зикристов - зиярат Хеди, матери Кунта-Хаджи, зачинателя тариката кадирийа на Северном Кавказе. В ответ на это зикристы (последователи Кунта-Хаджи) демонстрировали готовность отстоять этот зиярат с оружием в руках. Решительность зикристов, самого многочисленного суфийского братства в Чечне, охладила намерения ваххабитов.
На митингах, организованных оппозицией в Грозном в 1997-98 годах, А. Масхадова обвинили в том, что он окружил себя ваххабитами, а в принимаемых резолюциях выдвигалось требования избавиться от министров-ваххабитов.
Отдельные ваххабиты, на словах заявлявшие о необходимости установления исламских порядков в Чечне, были уличены в похищении людей. Так, в начале февраля с.г. в г. Урус-Мартане были арестованы трое молодых сторонников “джамаата”, которые принимали участие в похищении людей. Как выяснило следствие, им была выдана фетва (разрешение) на похищение людей, но имя человека, выдавшего такое разрешение, не было названо.
Президент Чечни А. Масхадов в одном из своих телевизионных выступлений констатировал, что некто Абдурахман (араб из Саудовской Аравии) - эмир ваххабитов в Чечне - одобряет похищение людей и получаемый за них выкуп. Подобные благословения, спускаемые сверху духовным лицом из арабского мира - явление совершенно новое, более того, чуждое для чеченского общества, жизнь которого основана на многовековых духовно-нравственных установках, противоположных отмеченному выше принципу.
Население Чечни враждебно относится к ваххабизму, критическая масса недовольства им неуклонно растет, что иногда приводит к столкновениям между представителями ваххабитов и их противниками. 14 июля 1987 года в г. Гудермесе на бытовой почве произошла ссора между ваххабитами и гвардейцами полевого командира Сулимы Ямадаева. Этот конфликт перерос затем в настоящее военное сражение. Гудермесских ваххабитов поддержали полевые командиры Арби Бараев, Абдул-Малик Межидов, возглавлявшие военные шариатские структуры, укомплектованные ваххабитами. Гвардейцы же получали постоянную поддержку от жителей близлежащих к Гудермесу сел, придерживающихся тарикатов накшбандийа и кадирийа.
Другое по теме:
Политические сообщества — это "живые организмы"
Основным выводом из синтезирующего характера геополитики является то, что мы не можем больше рассматривать политические сообщества как стабильные политические организмы, их необходимо считать живыми организмами. Политические сообщества вс ...
О перспективах развития партийной системы в России
В результате смены власти в нашей стране в конце 80-х – начале 90-х гг. ХХ века установился новый политический режим. Хорош или плох этот выбор, сделанный всеми нами, покажет время.
Многие из политических деятелей любят говорить о бесспо ...
Механизмы осуществления политической власти
В структуре власти всегда выделяют субъект и объект, источники власти, основания власти и ресурсы власти
В качестве субъектов власти могут выступать государство и его отдельные институты, политические элиты и лидеры. Объектами власти ста ...