10 июля 1934 г. решающий шаг в этом направлении был сделан. Политбюро ЦК ВКП (б) утвердило проект постановления ЦИК СССР "Об образовании Общесоюзного Народного Комиссариата Внутренних Дел". В нем были четко сформулированы цели и задачи нового органа власти и, в частности, говорилось:
Образовать Общесоюзный Народный Комиссариат Внутренних Дел со включением в его состав Объединенного Государственного Политического Управления (ОГПУ).
На Народный Комиссариат Внутренних Дел возложить:
а) обеспечение революционного порядка и государственной безопасности;
б) охрану общественной (социалистической) собственности;
в) запись актов гражданского состояния (запись рождений, смерти, бракосочетаний, разводов);
г) пограничную охрану.
В составе НКВД образовать следующие управления:
а) Главное управление государственной безопасности;
б) Главное управление рабоче-крестьянской милиции;
в) Главное управление пограничной и внутренней охраны;
г) Главное управление пожарной охраны;
д) Главное управление исправительно-трудовых лагерей и трудовых поселений;
е) Отдел актов гражданского состояния".
Народным комиссаром Объединенного наркомата внутренних дел был назначен Г.Г. Ягода.
Организационная перестройка и усиление роли ГУЛАГа в системе НКВД и государства на этом не закончились. Высшее руководство страны осуществило еще ряд мер, которые включили в систему ГУЛАГа, остававшиеся пока самостоятельными, но близкими по характеру деятельности, силовые структуры. До сентября 1934 г. в СССР действовало Центральное
Управление конвойных войск. Решением Совнаркома, утвержденным Политбюро ЦК ВКП (б) 1 сентября 1934 г., оно было расформировано, а конвойные войска в полном составе переданы в НКВД СССР.
В октябре 1934 г. аналогичная операция была проведена с исправительно-трудовыми учреждениями, находившимися в ведении Наркоматов юстиции союзных республик. Решение Президиума ЦИК и Совнаркома СССР, санкционированное 10 октября 1934 г. Политбюро, постановляло:
"а) Находящиеся в ведении НКЮ союзных республик исправительно-трудовые учреждения (дома заключения, изоляторы, исправтрудколонии и бюро принудработ) передать в ведение НКВД СССР и его местных органов.
б) Главные управления исправтрудучреждений НКЮ союзных республик ликвидировать.
в) Для руководства принимаемыми от НКЮ исправтрудучреждениями организовать в составе Главного управления исправтрудлагерей, трудпоселений и мест заключения НКВД СССР - Отдел мест заключения".
Из приведенных документов видно, что с 1934 г. вся жизнь гражданина страны Советов протекала под колпаком Общесоюзного НКВД, самым страшным звеном которого являлся ГУЛАГ, куда неотвратимо попадал каждый нарушитель канонов командно-административной системы, а часто невинный человек, оказавшийся за колючей проволокой по ложному доносу. Таких людей становилось все больше. Судебные органы, поощряемые сверху, делали все, чтобы побыстрее заселить вновь создаваемые лагеря, колонии и тюрьмы ГУЛАГа, включить их в хозяйственный оборот. В одном только 1935 г. в судебные органы РСФСР (без автономных республик) поступило 3292 тыс. уголовных и гражданских дел. Их разбор стоил огромных государственных средств.
Репрессивная машина работала, увеличивая из года в год население ГУЛАГа. На 1 января 1938 г. - в лагерях было уже 996,4 тыс. чел. и в трудовых поселениях - 339,9 тыс. чел. Кроме того, в тюрьмах содержалось 545,3 тыс. чел. Общая численность заключенных ГУЛАГа на начало 1938 г. достигла 1881570 чел.
Что же представлял собой ГУЛАГ к этому времени в организационном плане? Имеющиеся в нашем распоряжении сведения на январь 1935 г., свидетельствуют о том, что все "население" ГУЛАГа распределялось по 15 крупным структурным подразделениям, осуществлявшим свою деятельность в различных регионах страны. Из общего числа узников, насчитывавшего 742 тыс. чел., было занято на:
Другое по теме:
Партия "мирного обновления".
Создана в июне 1906 бывшими левыми октябристами (П.А. Гейден, Д.Н. Шипов, М.А. Стахович и др.) и бывшими правыми кадетами (Н.Н. Львов, Е.Н. Трубецкой и др.) на основе фракции "мирного обновления" в 1-й Государственной думе. Мирн ...
Противодействие терроризму на государственном уровне
Конец ХХ - начало XXI вв. – это период серьезных изменений терроризма как общественно опасного социально-политического явления, роста его угроз для безопасности современного мира. Под прямым или опосредованным влиянием различных по характ ...
Федеральные
органы исполнительной власти
Компетенция федеральных органов исполнительной власти, реализующих государственную молодежную политику в Российской Федерации и осуществляющих государственную поддержку органов местного самоуправления, общественных объединений и иных неко ...