Внешняя политика Арабской Республики Египет в контексте развития межарабских связей в XX–XXI веках
Страница 10

Другая политика » Внешняя политика Арабской Республики Египет в контексте развития межарабских связей в XX–XXI веках

Египет приветствовал подписанное в мае 2004 г. в кенийском городе Найваша соглашение между правительством Судана и повстанцами из группировки Народно-освободительной армии Судана (НОАС) о мирном урегулировании конфликта на юге страны. Мубарак направил поздравления по случаю этого события президенту Судана и лидеру НОАС Джону Гарангу. Как ожидается, после выработки и подписания всеобъемлющего мирного договора должен начаться рассчитанный на 6,5 лет переходный период, после чего планируется провести под международным контролем референдум. На нем жители юга Судана решат, оставаться ли им в составе страны на правах автономии, или объявлять независимость55. Еще раньше, осенью 2003 г. и в январе 2004 г. стороны достигли важнейших договоренностей об обеспечении безопасности и разделе доходов от экспорта нефти56.

Как заявил глава МИД АРЕ, официальный Каир «воспринял с облегчением» эту новость57. Министр представлял Египет на торжественных мероприятиях в Кении, приуроченных к подписанию соглашений. Практически все выступавшие отмечали эффективную посредническую роль Каира. Весьма показательно, что в июне 2004 г. в Каире находился вице-президент Судана, прибывший в египетскую столицу специально для того, чтобы выразить руководству АРЕ благодарность за посредничество и огромный вклад в достижении соглашения о мирном урегулировании58.

Египет вправе занести себе в актив прогресс в деле урегулирования внутрисуданского конфликта, поскольку Каир никогда не был в стороне от мирного процесса в соседней арабской стране и прикладывал большие усилия для прекращения многолетнего кровопролития. По сути, гражданская война в Судане давно перестала быть только внутрисуданским делом, оказывая серьезное влияние на соседние страны. Со временем в нее оказались в той или иной степени вовлеченными региональные и мировые державы, в том числе и США. В какой-то момент Хартум обвинял южносуданских повстанцев в связи с Израилем59.

Осенью 2003 г. президент Омар аль-Башир заявил, что его страна заинтересована в участии Египта в жизни Судана после окончания гражданской войны, подчеркнув при этом, что надеется на помощь АРЕ в достижении прогресса на территории всего Судана. В Хартуме хотели бы, чтобы Египет взял на себя роль проводника, который приведет к восстановлению позитивного облика Судана на международной арене, а также выведет эту бедную страну из затянувшегося экономического кризиса. При этом Хартум признает лидирующую роль АРЕ в арабском мире и желал бы видеть Египет в качестве локомотива межарабской интеграции. По словам министра юстиции Судана, «у Судана нет будущего без участия в нем Египта, которое необходимо Судану как никогда раньше для достижения мира, единства и развития»60. Таким образом, будущее Судана после преодоления последствий гражданской войны его руководители видят в тесных контактах с Египтом, во всестороннем развитии политических, экономических, культурных связей с АРЕ.

В редакционной статье влиятельной египетской газеты «Аль-Ахрам Уикли» отмечалось, что Египет в течение шестилетнего переходного периода после подписания соглашения между Хартумом и НОАС должен приложить все усилия для того, чтобы в будущем жители Юга проголосовали за единый Судан, видя в единстве страны неоспоримые для себя преимущества. Египет, по мнению авторов статьи, должен использовать весь свой потенциал – ученых, экспертов, рабочих, бизнесменов – для достижения процветания и прогресса в Судане. Вообще, говоря о роли Египта в будущем Судана, издание часто использует такие слова как «долг», «обязанность», тем самым как бы подчеркивая ту особую роль, которую призван сыграть Египет в судьбе суданского народа. При этом не обходятся вниманием и геополитические интересы Каира. «Аль-Ахрам Уикли», в частности пишет, что единство Судана будет способствовать усилению роли Египта в Африке61.

Страницы: 5 6 7 8 9 10 11 12 13


Другое по теме:

Организация выборов
Способы избрания государственных должностных лиц в условиях демократии могут очень сильно различаться. На уровне страны, например, законодатели могут избираться по округам, каждый из которых выбирает по одному представителю. Иными словами ...

Природа и сущность политического лидерства. Понятия “лидер” и “лидерство”
В рамках данной работы мы рассмотрим понятия “лидер” и “лидерство” в самом широком значении, т.е. безотносительно к конкретной форме и сфере их проявления. Эти знания помогут более полно и глубоко понять специфику непосредственно интересу ...

Характерные черты чеченской войны
В характере войны как совокупности наиболее существенных ее признаков принято выделять две стороны: социально-политическую и военно-техническую. При рассмотрении социально-политической стороны дается обобщенная оценка политического, соци ...