Внешняя политика Арабской Республики Египет в контексте развития межарабских связей в XX–XXI веках
Страница 12

Другая политика » Внешняя политика Арабской Республики Египет в контексте развития межарабских связей в XX–XXI веках

Судан за последние несколько лет значительно улучшил свой международный имидж – ему удалось пройти путь от положения страны, находившейся в международной изоляции до государства, с которым в регионе начинают все больше считаться. Став поставщиком углеводородного сырья, Судан умело использовал «нефтяную карту» в своей внешней политике, сумев улучшить отношения с международными валютно-финансовыми организациями и соседними странами66.

После терактов 11 сентября 2001 г. в США суданцы отмежевались от связей с международными террористическим организациями, ликвидировали следы пребывания в стране Усамы бен Ладена, передали США списки членов «Аль-Каиды», находившихся на суданской территории, заморозили ее банковские счета и конфисковали имущество. Хартум присоединился ко всем международным (а также межарабским и межафриканским) антитеррористическим соглашениям и ратифицировал их67. Официальный Хартум доказал свою приверженность мирному сосуществованию со странами региона и общему снижению напряженности в нем, подписав и ратифицировав в июне 2004 г. Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ДВЗЯИ).68

Учитывая все вышеперечисленное, Каир не заинтересован в том, чтобы Судан оказался в центре событий, способных подпортить международный имидж этой страны, с таким трудом восстанавливаемый при помощи дружественных хартумскому режиму сил. Египет выступает категорически против какого-либо военного вмешательства в ситуациию в Судане, даже для проведения операций, связанных с ликвидацией последствий гуманитарной катастрофы.

Такие идеи стали появляться в правительственных кругах США после того, как в западной суданской провинции Дарфур69 в 2003–2004 гг. обострился гуманитарный кризис, вызванный вооруженными столкновениями между проправительственным арабским ополчением «Джанджавид» и местными повстанцами, результатом чего стала гибель более 10 тыс. человек и вынужденное переселение почти миллиона жителей. Вашингтон, в частности, предложил размещение в Судане под эгидой ООН 25 тыс. американских солдат.

Кроме того, США распространили в штаб-квартире ООН проект резолюции Совета Безопасности, предусматривающей введение эмбарго на поставки оружия военизированной группировке «Джанджавид». Хотя проект не предусматривал введения санкций против официального Хартума, госдепартамент США заявил, что они могут быть распространены и на правительство Судана, если власти страны продолжат поддерживать арабских боевиков из «Джанджавид»70. В ответ на это, глава МИД Египта заявил, что суданское правительство «напрягает все силы» для урегулирования гуманитарного кризиса в западной провинции Дарфур, и сложившуюся ситуацию следует решать без угроз применения санкций71.

И все же отношения Судана с международным сообществом, как уже говорилось выше, в последние годы заметно улучшились. В сентябре 2001 г. Совет Безопасности ООН принял резолюцию, отменяющую международные санкции в отношении Судана72. Они были введены в 1996 г. после попытки покушения на президента Египта Хосни Мубарака в 1995 г. в Аддис-Абебе, осуществленной, как считается, при содействии суданских властей. СБ ООН потребовал тогда от Хартума выдать трех человек, причастных к покушению на главу египетского государства. Установленные СБ ООН ограничения включали требование к государствам-членам ООН существенно сократить численность персонала дипломатических миссий Судана, частичный запрет на поездки суданских официальных лиц, а также запрет на полеты самолетов суданских авиакомпаний. Впрочем, лица, подозреваемые в покушении на президента Мубарака, так и не были выданы.

Страницы: 7 8 9 10 11 12 13


Другое по теме: