Внешняя политика Арабской Республики Египет в контексте развития межарабских связей в XX–XXI веках
Страница 9

Другая политика » Внешняя политика Арабской Республики Египет в контексте развития межарабских связей в XX–XXI веках

Но, несмотря на нежелание Каира вести переговоры о снижении своей водной квоты в пользу стран расположенных в верхнем течении Нила, проблемы избежать не удастся. По мнению эксперта Центра политических и стратегических исследований «Аль-Ахрам» Магди Собхи Юсефа, Египту рано или поздно «придется поделить реку Нил»49. Однако Египет, по всей видимости, согласится только на такой пересмотр квот, который не создаст угрозу национальной безопасности страны, свыше 95% водных ресурсов которой забираются из реки Нил50.

Таким образом, учитывая вероятный дележ водных ресурсов, для Египта представляется весьма важным перевод решения данной проблемы в дипломатическое русло. Это позволит избежать напряженности в отношениях с африканскими соседями и в дальнейшем рассчитывать на взаимовыгодное сотрудничество и участие в совместных проектах в области гидроэнергетики – сфере, в которой у Египта за долгие годы накопился колоссальный опыт.

Активизировавшееся в последние годы египетско-суданское сотрудничество в эксплуатации водных ресурсов Нила способствовало сближению точек зрения. В ходе двусторонних переговоров не раз отмечалось, что разблокирование ситуации на Юге Судана позволило бы возобновить реализацию совместных ирригационных проектов. Суданцы выступили также с просьбой о командировании египетских специалистов с целью повышения уровня эксплуатации и техобслуживания суданских электростанций.

Задача повышения эффективности использования Нила является одним из ключевых направлений двустороннего сотрудничества. В июне 2004 г. страны договорились создать совместную египетско-суданскую компанию по развитию судоходства. Как заявил министр водных ресурсов Египта, необходимо поставить речной флот на службу двусторонней торговле и снизить тем самым издержки от перевозок. По мнению посла Судана в Каире, содействие в осуществлении этих проектов должно быть оказано со стороны частного сектора, а также международных валютных институтов51. По убеждению суданской стороны, развитие судоходства существенно повысит товарообмен между двумя странами52.

Начиная с 1983 г., в центре внимания официального Каира – идущая в Судане гражданская война между правительством и повстанцами Юга, добивающимися предоставления широкой автономии, а фактически независимости южным провинциям53. Египет традиционно проявляет активность в отношении конфликта на Юге Судана, поскольку считает Судан зоной своих интересов и тесно сотрудничает с Хартумом в целях сохранения своих привилегий в использовании вод Нила. В Каире прекрасно понимают, что возможное разделение Судана на южную и северную части создаст дополнительные проблемы в разрешении вопроса о квотах на нильскую воду и в целом осложнит региональные отношения, подхлестнув этносепаратистские настроения. Поэтому, говоря о перспективах разрешения конфликта в Судане, X.Мубарак неоднократно заявлял, что его страна поддержит то решение, которое будет предусматривать сохранение целостности этой страны.

Кроме того, достижение мира в Судане и сохранение его территориальной целостности является важным условием для интеграционных процессов, которые планируют осуществлять Каир и Хартум. Состояние войны, в котором находился в последние два с лишним десятилетия Судан, делал его малопривлекательным экономическим партнером не только для стран Запада, но и для арабских стран.

В 1999 г. Каир совместно с Ливией выдвинул собственный план, отрицающий возможность отделения юга от исламского севера. Но США приложили большие усилия, чтобы эта инициатива «заглохла»54. Тем не менее, Каир продолжал играть весомую роль в процессе внутрисуданского урегулирования, поддерживая при этом постоянные контакты как с официальными властями в Хартуме, так и представителями повстанческих группировок. В частности, Египет активно поддерживал мирный процесс, проходивший под эгидой региональной африканской организации ИГ АД (Межправительственная организация африканского развития), при этом, не являясь ее членом.

Страницы: 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13


Другое по теме:

Позиция России как государства-члена ООН в разрешении иракского кризиса
Весь период военных действий в Ираке российское руководство проводило последовательную политику сдерживания и неприменения военной силы против Ирака. Для российского руководства и военных аналитиков, знакомых с военно-политической и межд ...

Завершающая фаза
28 октября 1962 года Хрущев без консультаций с кубинским руководством отдал распоряжение об эвакуации ракет и демонтаже стартовых установок под наблюдением представителя ООН. (У советского руководства просто не оставалось времени согласов ...

Задача Европы
В контексте холодной войны или, если говорить геополитическими терминами, в контексте столкновения между островным поясом и окружающими континентальными землями, Европа оказывается между молотом и наковальней. В ее интересах, следовательн ...