Методология исследования национальной безопасности
Страница 4

Другая политика » Современная концепция национальной безопасности РФ » Методология исследования национальной безопасности

Стратегия обеспечения национальной безопасности нап­рямую зависит от бюджета страны. Для оценки бюджетных последствий следует производить общую оценку бюджетных и финансовых условий на среднесрочную перспективу (5-10 лет). Цель бюджетного и финансового анализа состоит в том, чтобы обрисовать для Президента РФ возможные экономи­ческие и бюджетные последствия стратегий национальной безопасности, которые ему предстоит утвердить.

Разработка любой стратегии обеспечения безопасности включает четыре основных этапа:

Ø изучение обстановки;

Ø определение конкретных задач;

Ø "проигрывание" различных вариантов стратегии;

Ø определение необходимых сил, средств и ресурсов.

1. Изучение обстановки предполагает анализ внешних и внутренних факторов, влияющих на состояние национальной безопасности. Главным ориентиром для разработчиков страте­гии служит национальный интерес Защита национальных ин­тересов является стержнем стратегии. Соответственно, ясное и краткое определение национальных интересов будет первым шагом к изучению обстановки. Естественно, что интересы из­меняются. Потребность государства, общества в реализации то­го или иного интереса с течением времени может полностью утрачивать свою злободневность. Тем не менее, в качестве осно­вы для разработки любой стратегии на краткосрочный либо среднесрочный период (5-10 лет) интересы должны быть чет­ко идентифицированы и ясно изложены. Интересы отражают национальные ценности страны и служат важнейшими побу­дительными мотивами поведения людей. Интересы выражаются в качестве желаемого конечного состояния или условии, т.е. осознанных потребностей. Формулировки интересов не долж­ны включать предполагаемые действия или желаемые цели, а лишь констатировать главное искомое конечное состояние, без уточнения характера или способа действия. Уточнение ха­рактера действия превратит "интерес" в "цель".

Например, национальный интерес может быть изложен так:

Ø суверенитет и территориальная целостность;

Ø независимость экономики;

Ø политическая стабильность;

Ø технологическая независимость;

Ø согласованность действий федерального центра и регионов.

Когда национальные интересы четко зафиксированы в Концепции национальной безопасности, разработчику стратегии национальной безопасности остается проанализи­ровать факторы, тенденции и события, влияющие на нацио­нальные интересы в этой сфере жизнедеятельности. Факторы среды безопасности должны конкретно рассматриваться применительно к национальным интересам России, на кото­рые они влияют. При этом следует делать упор на группу фак­торов анализируемой сферы безопасности.

После анализа факторов, определения направленности их влияния на национальную безопасность, выявляются угрозы интересам.

В военной стратегии дополнительно определяют ресурс­ные возможности страны, ее сильные стороны, по сравнению с потенциальным противником.

Анализ среды, факторов и угроз национальным интересам позволяет оценить ситуацию в каждой сфере безопасности.

2. вторым шагом является определение конкретных задач, которые, возможно, придется решать, чтобы защитить оказав­шиеся под угрозой интересы и поддержать политику обеспече­ния национальной безопасности в данной сфере безопасности.

При определении задач надо учитывать, что каждая задача должна относиться к конкретному интересу, задачи должны ограничивать анализируемой сферой безопасности, региона, деятельности и функции и, кроме того, надо выделить задачи, которые можно решить лишь на межведомственном уровне. Решение задач будет зависеть от ответа на вопрос "что не­обходимо сделать на конкретном отрезке времени при нали­чии ограниченных ресурсов".

3. "Проигрывание" различных вариантов стратегий предс­тавляет собой логический процесс перехода от одного варианта стратегии к другому, опираясь на ранее разработанные страте­гии, подставляя в них изменения среды, факторов, угроз. При моделировании вариантов стратегий, нельзя руководствоваться отраслевыми (ведомственными) интересами. Оптимальным ре­шение может быть лишь тогда, когда оно учитывает имеющие­ся средства, ресурсы и временные ограничения. Стратегия долж­на быть четко изложена, чтобы служить руководством при пла­нировании, а также ориентиром для сил и органов, обеспечива­ющих безопасность в конкретной сфере жизнедеятельности.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Другое по теме:

Понятие политической коммуникации и средств массовой информации
Одним из важнейших факторов социально-политической действительности является общение людей и передача ими друг другу информации с целью достижения взаимопонимания. Коммуникация (от лат. сommunicatio – делать общим, общаться), т.е. общение ...

Капиталистическое государство
Марксизм предлагает совершенно иное понимание капиталистического государства, ничего общего не имеющее с тем его образом «нейтрального третейского судьи», из которого исходят теоретики плюрализма. Согласно марксизму, государство не может ...

Конституционная практика Пятой Республики
Конституция 1958 года учредила пост Президента как арбитра, воплощающего Государство. Референдум 1962 года, одобривший предложение Главы государства впредь избирать Президента страны непосредственно народом, окончательно утвердили Президе ...