Методология исследования национальной безопасности
Страница 6

Другая политика » Современная концепция национальной безопасности РФ » Методология исследования национальной безопасности

Этих простых сторон у любого сложного явления много, они образуют сложную структуру, в основе их изучения ле­жат различные формализации и математические методы. Когда все эти простые стороны в совокупности эквивалентны исходному процессу, то это означает, что данный процесс поддается изучению и прогнозированию с помощью средств формального анализа. В большинстве случаев это не так, и тогда изучение и прогноз данного процесса осуществляется, в конечном счете, с помощью специалистов, имеющих гума­нитарную ориентацию. В какой мере при изучении общест­венно-политического процесса существенны его "простые" стороны, которые могут быть изучены формальными сред­ствами, зависит от характера этого процесса. В какой мере эксперты при анализе общественно-политического процесса, при его прогнозе, при принятии решений используют резуль­таты исследования формальными методами его "простых" сторон, зависит от общего развития науки и культуры, от об­разованности и культуры экспертов, от развития фундамен­тальной науки, математического моделирования, информа­тики и имеющихся в ней инструментов, от того, в какой ме­ре средства формального анализа уже проникли в считающи­еся гуманитарными сферы деятельности, наконец, от обще­ственного мнения, от отношения к науке.

Другими словами, рациональным при изучении сложных комплексных общественно-политических процессов, характеризующих национальную безопасность, является сочета­ние (адекватное рассматриваемым проблемам) средств гу­манитарного и формального анализа. Средства формального анализа выступают при этом как инструменты анализа и прогноза. Здесь необходимо отметить, что неправильное ис­пользование инструментов в любой сфере деятельности при­носит не пользу, а вред, и тем больший, чем мощнее инстру­мент. Неквалифицированное использование средств фор­мального анализа в таком вопросе, как национальная безо­пасность, способно поставить государство на грань катастро­фы. Использование этих средств вовсе не облегчает жизнь принимающим решение, как об этом иногда думают, а суще­ственно усложняет ее, требуя от них другого, на порядок бо­лее высокого уровня образованности, культуры, владения раз­личными инструментами, способности понимать и интерп­ретировать результаты исследования с применением средств формального анализа.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 


Другое по теме:

Лютер и Мюнцер
Реформация началась в 1517 г. выступлением профессора Виттенбергского университета Мартина Лютера. Возмущенный беззастенчивой продажей индульгенций, он, по обычаю того времени, прибил к дверям местного собора 95 тезисов (положений), в кот ...

Великий проект Хаусхофера
Геополитическая школа Хаусхофера разработала "концепцию большого пространства", проявляя интерес к ряду теорий, популярных в 20-е годы: паневропейской, паназиатской и панамериканской. Это большие континентальные объединения - ве ...

Греция
Наше нынешнее понятие “страна”, подразумевающее некую местность, на территории которой в едином государстве, управляемом единым правительством, проживает все ее население, неприменимо к античной Греции. Наоборот, она представляла собой ко ...