Методология исследования национальной безопасности
Страница 2

Другая политика » Современная концепция национальной безопасности РФ » Методология исследования национальной безопасности

Несмотря на плюрализм социальных интересов, справедливо утверждать, что жизненно важные интересы личности, соци­альных групп и государства вполне определены и немногочис­ленны. Кроме того, каждый из нас несет в себе собирательный образ всех россиян, как единого народа. И тот, кто руководит государством и обществом, не может игнорировать националь­ную самобытность и национальные цели и интересы общества. Хотя и неразумно сегодня ожидать, что провозглашение руко­водством неких национальных целей вызовет единодушную поддержку, однако, руководитель должен стремиться к нацио­нальному консенсусу. В настоящее время обще­ство могло бы поддержать такую национальную цель, как безо­пасность и благосостояние народа (духовное и материальное).

Национальные интересы могут быть охарактеризованы как осознание потребностей трех компонентов нации – лич­ности, общества и государства. Потребности объективно воз­никают в различных сферах жизнедеятельности людей, среди которых можно выделить шесть групп интересов:

Ø экономические (внешние и внутренние);

Ø политические (внешние и внутренние);

Ø социальные (внутренние);

Ø экологические (внутренние);

Ø оборонные (внешние и внутренние);

Ø информационные (внешние и внутренние).

Эти группы интересов проявляются на трех уровнях внут­ри страны – федеральном, региональном и местном. Они вза­имосвязаны и часто наслаиваются друг на друга. При защите их целесообразно использовать все способы и ресурсы обес­печения национальной безопасности.

В первую очередь подлежат защите государством и обще­ством высшие жизненно важные интересы нации. В зару­бежной политологии их часто называют "интересами выжи­вания нации". К ним относятся: защита национальной неза­висимости (суверенитета), территориальной целостности и конституционного строя; конституционные права и свободы человека, возможность продолжить свой род и развиваться, личная и имущественная безопасность, здоровая среда обита­ния человека; реальное функционирование структур гражда­нского общества, функционирование механизмов контроля над государством, условия для духовного и материального благосостояния (без этого нация "скатывается" к тоталитар­ному государству и постепенно деградирует, что ведет к поли­тической нестабильности и, в конечном счете, может привес­ти к "умиранию" государства). Группы лиц, институты и от­дельные личности могут иметь свои собственные интересы (групповые, профессиональные, корпоративные и т.д.).

Жизненно важные интересы и национальные ценности яв­ляются наиболее стабильными элементами системы нацио­нальной безопасности. В то же время необходимо иметь в ви­ду, что в российском политическом процессе не было и нет ка­кого-либо институционально закрепленного способа опреде­ления иерархии социальных интересов. Нет плана реализации интересов, который оставался бы неизменным при смене ру­ководства страны и в котором бы были провозглашены наци­ональные интересы в конкретных регионах и сферах жизнедеятельности. Руководитель должен весьма внимательно отра­жать комулятивный, интерактивный и динамичный процесс выражения национальных интересов. Он должен тонко реа­гировать на смену нюансов, личностей, предрасположенностей и, конечно же, политики. На стратегическом уровне пла­нирования внутренней безопасности руководитель должен стремиться к выявлению и определению интересов региона (субъекта Федерации), но учитывать при этом национальные интересы. Это также можно отнести к отраслевому (ведом­ственному) планированию. Посредством политического про­цесса региональные и ведомственные интересы согласуются.

Поскольку лица, определяющие политику, делают упор на различные интересы, определяют разные приоритеты во внут­ренней и внешней политике или придают новое толкование старым социальным интересам и приоритетам, то концепция, политика и стратегия национальной безопасности должна строиться на совокупности жизненно важных интересах лич­ности, общества и государства, т. е. на национальных интересах.

Определение ресурсов (материальных, интеллектуальных и духовных) национальной безопасности – необходимое усло­вие для формулирования стратегий национальной безопас­ности в различных сферах жизнедеятельности общества. Ре­сурсы обеспечивают защиту национальных интересов посре­дством достижения целей (в сферах безопасности, на различ­ных уровнях обеспечения безопасности). Поэтому их распре­деление невозможно без иерархии жизненно важных инте­ресов. Я предлагаю в ранг национальных интересов, кроме высших жизненно важных интересов личности, общества и государства, ввести категории "первоочередных" и "второсте­пенных" интересов.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Другое по теме:

Нетрадиционные конфессии как угроза национальной безопасности Казахстана
Своеобразный религиозный ренессанс последнего десятилетия потребовал не идеологизированного изучения религии, исследования и анализа вероучений и причин возникновения нетрадиционных религий, сущности их воздействия на безопасность республ ...

Открытая фаза
По оценке А. Фурсенко самая острая фаза кризиса пришлась на 22-24 октября 1962 года. [] 22 октября президент отдал директиву № 196 об учреждении Исполкома Совета национальной безопасности по оперативному руководству страной в кризисной с ...

Новые тенденции в развитии современных государств
Политическая система не застывшее образование. Она постоянно развивается, соответственно совершенствуется и государство как политический институт. В развитии современного государства можно выделить несколько тенденций. Рассмотрим основные ...