Эволюция политического строя стран северной Европы в первой половине XX столетия
Страница 5

Другая политика » Эволюция политического строя стран северной Европы в первой половине XX столетия

Новые выборы в сентябре 1905 г., проходившие на фоне разрыва унии с Норвегией и разгоравшейся в России революции, дали сторонника радикальных политических преобразований серьезную победу. Либералы получили 103 мандата, а социал-демократы — 13. Регент страны, наследный принц Густав (король Оскар II был тяжело болен) в ноябре 1905 г. дал лидеру Либеральной партии Карлу Стаафу поручение сформировать правительство.

Начался новый виток в политических баталиях за избирательную реформу. В феврале либеральное правительство предложило свой законопроект, фактически лишь ненамного демократичнее предложений консерваторов. Однако после того как первая палата провалила проект реформы, Карл Стааф ушел в отставку. Усилились и разногласия между либералами и социал-демократами, критиковавшими правительственный законопроект слева. Вновь в

Швеции к власти пришел весьма консервативный кабинет во главе с крупным предпринимателем и адмиралом запаса А. Лидманом. С одной стороны Лидман открыто провозгласил необходимость возрождения сильной королевской власти и борьбы с социал-демократией. С другой, будучи реалистом, он поспешил представить свой проект парламентской реформы, предложив реформировать верхнюю, первую палату. Суть проблемы была в том, что либералы и социал-демократы в качестве конечной цели видели вообще ее упразднение, а Лидман и другие трезвомыслящие консерваторы, наоборот, стремились сохранить эту палату в качестве оплота влияния верхушки общества. В 1907 г. риксдаг наконец то пришел к компромиссу — правительственный проект был одобрен, хотя верхняя палата и не очень скрывала, что идет на его принятие как на меньшее зло. Для того, что проект стал законом, по конституции требовалось его одобрение следующим составом риксдага, что и произошло в 1909 г. Парадокс был в том, что против этой реформы голосовали с одной социал-демократы и некоторые левые либералы, считавшие ее недостаточной, а с другой наиболее твердолобые консерваторы, выступавшие вообще против всяких новинок.

Реформа вошла в силу с 1909 г. Теперь активное избирательное право было предоставлено всем мужчинам, но с некоторыми ограничениями. Был несколько повышен возрастной ценз (с 21 года до 24). Кроме того, вводились несколько условий для участия в выборах: уплата налогов в течение трех лет, сохранялся ценз оседлости. Этим от выборов были отстранены самые бедные слои общества. На выборах в обе палаты, а также в местные представительные органы — ландстинги и собрания городских уполномоченных в крупных городах — вводился пропорциональный принцип вместо прежнего, мажоритарного. Было сокращено неравенство при выборах коммунальных органов. Несколько был понижен имущественный ценз для избрания в первую палату. Этим численность избирателей выросла в Швеции почти вдвое.

Важным шагом на пути демократизации стали политические реформы в Дании 1908 г., которые ликвидировали сохранявшееся до сих пор неравенство на местных выборах и предоставившее право голоса женщинам и батракам. В 1913 г. умеренные «Венс-тре» уступили правительство радикалам, после того как те вместе с социал-демократами завоевали большинство в фолькетинге. Летом 1915 г. консерваторы «Хёйре» потеряли большинство в верхней палате, ландстинге. Это создало основу для конституционного закрепления демократии — 5 июня 1915 г. была принята 101 голосом против семи новая, пересмотренная в демократическом духе конституция Дании, острые дискуссии о чем велись с 1908 г. Окончательно упразднялись привилегии дворянства, было устранено всякое неравенство на выборах в верхнюю палату — ландстинг, право голоса на выборах в обе палаты получили женщины и прислуга, возрастной ценз на выборах в нижнюю палату — фолькетинг — был снижен с 30 до 25 лет, но в верхнюю повышен — с 30 до 35 лет. При этом непрямой порядок выборов в верхнюю палату был сохранен. У короля было отнято право назначать 12 членов в состав ландстинга. Было увеличено число депутатов — фолькетинга с 114 до 140, а ландстинга — с 66 до 72. Был введен следующий порядок изменения представительных органов. Выборы в фолькетинг должны были проводиться раз в четыре года, а верхняя палата обновлялась постепенно в течение восьми лет.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10


Другое по теме:

Легитимность политической власти
Власть является центральной категорией полит-й науки. Полит.власть – это способность одного субъекта (класса, группы, индивида) навязывать другим свою волю, выражен-ную в политике, полит-х и правовых нормах, используя при этом институты ...

Модели русского национализма
Следует различать «классическую» и «постклассическую» мо­дели русского национализма. Для первой свойственна жесткая зависимость политической практики от идеологических ценно­стей и иерархичность в постановке и реализации идеологических ...

Манипулятивная роль слова
Манипуляционный потенциал слов основывается на том, что человек живёт одновременно в двух мирах — мире природы и мире культуры. Для современных форм политической жизни значение имеет главным образом мир культуры, т. е. мир знаков, мир инф ...