Анализ предвыборных кампаний Д.Ф. Аяцкого (1996, 2000гг.)
Страница 4

Другая политика » Политическая реклама в избирательных кампаниях Д.Ф. Аяцкого (1996, 2000гг.) » Анализ предвыборных кампаний Д.Ф. Аяцкого (1996, 2000гг.)

Журналист газеты "Сегодня" (3 сентября 1996 г.) Татьяна Малкина считает, что Аяцков "умен, амбициозен, деятелен, сексуален и обаятелен. Роль хозяина губернии ему к лицу, и чувствует он себя в ней уютно".

По оценкам журналистов, Дмитрий Аяцков заявил о себе, как об активном политическом деятели, демонстрируя свои связи с политической элитой России. Он стал первым так называемым "единым кандидатом" партии власти и в ходе избирательной кампании по выборам губернатора Саратовской области летом 1996 г. получил поддержку от администрации президента и правительства РФ. 27 июля 1996 г. в Саратов нанес визит начальника управления по работе с территориями администрации президента РФ Сергей Самойлов. 13 августа 1996 г. область посетил Юрий Лужков . 21 августа Аяцков встречался с Виктором Черномырдиным, после чего последний в интервью Саратовскому телевидению призвал жителей области проголосовать за действующего губернатора. В день выборов 1 сентября Аяцкова посетил заместитель главы администрации президента по регионам Александр Казаков. 7 сентября на церемонии вступления Аяцкова на должность губернатора Саратовской области присутствовал глава администрации президента РФ Анатолий Чубайс.

В октябре 1994 г. по приглашению Аяцкова в Саратов прибыла группа американских бизнесменов во главе с руководителем "Скот юропиен корпорейшн" Робертом Краттеи (газета "Саратов" от 4 октября 1994 г.).

По сведениям местных депутатов, Аяцков, занимая пост вице-мэра Саратова, завоевал расположение местных бизнесменов тем, что легко и охотно выполнял их просьбы, формально не входившие в его компетенцию. Так, летом 1996 г. он поддержал инициативу саратовских предприятий топливно-энергетического комплекса и их крупнейших акционеров АО "Нарат" и АО "Нафта", которые попытались выйти из состава АО "Сиданко" и образовать Саратовскую нефтяную компанию. По данным газеты "Комсомольская правда" от 2 июля 1996 г., они также поставили ряд условий перед АО "Сиданко": в советах областных предприятий ТЭК большинство голосов должно быть у саратовцев, генеральными директорами на всех предприятиях могут быть только представители области по согласованию с губернатором. Однако "Сиданко" категорически отвергло требования саратовцев. Аяцков заявил в интервью газете "Комсомольская правда": "Предприятия Саратовского ТЭКа должны работать прежде всего на область, а не на столичные банки"32.

Таким образом, из изложенного выше материала можно сделать вывод, что первая избирательная кампания Д.Ф. Аяцкого была проведена в соответствии, с современными коммуникационными технологиями, что свидетельствует о том, что и сам лидер и его команда выборы губернатора 1996 года выиграли вполне честно и заслуженно.

Вместе с тем дальнейшая деятельность по использованию полученной власти показала, что используемые технологии имеют вполне конкретные пределы. Поэтому, уже с 1998 года началось падение рейтинга губернатора в саратовской области. Применение массированного коммуникационного воздействия в подконтрольных губернатору СМИ результатов не принесло. Поэтому досрочные выборы губернатора 2000 года носили уже принципиально иной характер.

Одним из мотивов, формирующих внешний облик избирательной кампании в Саратовской области 2000 года, стала почти целиком продиктованная логикой региональной мифологии инициатива губернатора, связанная с созданием в Государственной Думе РФ нового созыва так называемой «Фракции депутатов от Саратовской области». Фактически выдвинутая еще в октябре, в ноябре она начала приобретать директивный облик, трансформируясь в ряд конкретных действий — причем носящих не только ритуальный, но и актуальный характер. Общий смысл выдвинутой губернатором идеи сводится к тому, что область как можно более полно должна реализовать возможность проведения в Госдуму своих представителей не только по округам (здесь их число фиксировано и возрасти не может), но и по спискам — вне зависимости от того, о списке какого именно избирательного объединения идет речь.

Следующим шагом областного руководства стала попытка начать внедрение принципа примата интересов области по отношению к личным и партийным интересам в среде самих кандидатов в депутаты. 16 ноября состоялось подписание последними предложенного губернатором меморандума о верности интересам региона. В соответствии с этим договором, главной своей задачей в случае избрания в Госдуму кандидаты признают защиту в ней интересов избравших их граждан, работу на благо России и — отдельно — жителей Саратовской области. Помимо достаточно ритуальных обещаний, документ этот содержит и одно в высшей степени своеобразное — кандидаты обязуются руководствоваться в работе «волей избирателей, а не решениями руководящих органов партий» — в том числе, видимо, и тех, от которых избираются в думу. Те из них, кто нарушат свое обещание, будут отзываться из состава нижней палаты российского парламента, причем решение об этом будут принимать не сами граждане, а Общественная палата при губернаторе, В обмен ряд кандидатов попросил Аяцкова публично заявить о невмешательстве в избирательную кампанию и, в первую очередь, об отказе от избирательной поддержки «губернаторского списка» кандидатов. Однако в самом меморандуме вообще никакие обязательства подписавшего его «от имени жителей области» губернатора не закреплены.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Другое по теме:

Основные типы партийных систем
В зависимости от положения политических партий в политической системе, взаимодействия между ними, типа самих политических партий складывается партийная система, под которой понимается совокупность всех политических партий, действующих в д ...

Политические элиты
На протяжении долгого времени против понятия «политическая элита» выступали политологи самых разных направлений, но тем не менее это понятие ныне прочно утвердилось в социологической и политической литературе. “Теория элит стала активно ...

Истоки подданической политической культуры в России
В России подданническая политическая культура была дополнена рядом специфических черт, что обусловлено влиянием цивилизованных, географических, исторических особенностей его развития. Подданнический тип политических ориентаций обычно х ...